«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А. А. Леонтьев
Сегодня особенно актуальным является вопрос о формировании функциональной грамотности. 20 октября 2022 года на базе МБОУ «Железногорская СОШ № 4» состоялось первое заседание по инновационному проекту «Методическое сопровождение педагогов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности как инструмента повышения качества школьного образования в рамках реализации национального проекта «Образование» в рамках профессионального содружества педагогов начальной школы .
Каково состояние решения проблемы формирования функциональной грамотности у младших школьников на сегодняшний день? Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в Международных исследованиях выявил основные недостатки в достижении младших школьников: недостаточно владеют смысловым чтением, не справляются с задачами на интерпретацию информации, затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения, не умеют высказывать предположения, строить доказательства, неумело работают с моделями.
За Круглым столом педагоги выяснили, что понятие «функциональная грамотность» неразрывно связано с понятием «качество образования», ведь оценка качества образования в Международных рейтингах опирается не только на результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ в нашей стране, но и на данные Международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA. Целью национального проекта «Образование» является вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Сегодня обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Очевидно, что формирование данных качеств целесообразно начинать с раннего возраста.
Учителя начальной школы МБОУ «Железногорская СОШ № 4» представили свой опыт работы по теме «Предметные и интегративные компоненты функциональной грамотности младшего школьника» и внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». Вниманию коллег были представлены программы, методические пособия для учителей и «Тренажеры для школьников» (1-4), которые заинтересовали присутствующих педагогов. Заседание прошло продуктивно и получило высокую оценку коллег.
Руководитель проекта Гаврилина О. А.
Руководитель ПСП Боровикова А. П.